Размер шрифта:
A A A
Тип шрифта:
Стандартный С засечками Моноширинный
Цветовая схема:
Стандартная Контрастная
29-06-2018

В Омске впервые в формате широкого Экспертного совета обсудили проблемы образования

Экспертов волновали три основные темы в свете готовности региона к решению основных задач и достижению национальных целей, обозначенных Президентом страны в «майском» Указе. На совете речь шла о государственной гарантии доступности дошкольного и общего образования, создании условий для развития успешности детей и кадровом потенциале отрасли.

Судя по опросам и настроению в среде педагогов и родителей, больше всего вопросов вызывает инфраструктура образовательных учреждений. Это приоритет, который из поля зрения властей не должен «выпадать» ни на один год. С 2012 года в системе дошкольного образования создано более 27 тысяч дополнительных мест, еще более 3 тысяч в сфере негосударственного сектора, который ежегодно из областного бюджета получает порядка 80 млн рублей в качестве субсидий на обеспечение деятельности. «Но до сих пор у нас не полностью выполняется принцип «шаговой доступности» в этом секторе образования», - отметила министр образования Татьяна Дернова. По ее словам, на будущий год запланировано начало строительства четырех новых детских садов, продолжится создание мест и на базе действующих учреждений.

Состояние школ волнует всех. За последнее время количество школьников, обучающихся во вторую смену в регионе, достигло 14 %, в России этот показатель составляет 12,8 %. С 2011 года на территории Омской области введены в эксплуатацию семь новых школ, в 2018 году готовится принять обучающихся новая школа в Муромцевском районе, а с 2019 года по федеральной программе, включение в которую инициировал Александр Бурков, начнется строительство школ в Исилькуле и Омске. Дальнейшие планы по строительству школ на ул. Завертяева в Омске, в Горьковском районе и в микрорайоне «Ясная Поляна» зависят от дополнительного федерального финансирования, регион заявку подал.

Износ с каждым годом действующих образовательных организаций увеличивается, это сейчас основная инфраструктурная проблема. В этом году на материально-техническое обновление учреждений к новому учебному году направлено более 550 млн рублей. Последний раз сопоставимая сумма выделялась из областного бюджета в 2014 году. Эксперты и общественники надеются, что программа реновации, поддержанная главой региона, с 2019 года позволит существенно обновить фонды школ и детских садов. На проект, напомним, планируется в общей сложности за пять лет выделить 1 млрд рублей. Представитель родительского комитета одной из городских школ на совете выразил мнение многих своих знакомых о том, что сейчас видно, как обновляются образовательные организации, но, по его мнению, очень мало внимания уделяется появлению в кабинетах новой ученической мебели и новых современных компьютеров и планшетов.

Депутат Государственной Думы от Омской области Олег Смолин, также принявший участие в заседании Экспертного совета, заострил внимание на качестве обучения. Президент Владимир Путин в Указе от 7 мая 2018 года поставил амбициозную цель по вхождению в десятку лучших образовательных систем мира. По мнению Олега Смолина, опирающегося на международные исследования, российская начальная школа уже в десятке. «А система образования Омской области официально входит в одну из самых лучших на основе данных федеральных докладов в этой сфере», - отметил депутат. По его словам, региону следует активнее принимать участие в федеральных программах и активизировать деятельность в сфере цифровизации обучения, внедрения элементов электронного образования. К слову, за два последних года доля школ, работающих в сложных социально-экономических условиях, снизилась практически вдвое и сейчас составляет 24 %. По мнению участников совета нужна адресная программа поддержки таких школ, большинство из которых малокомплектные.

Интересный разговор состоялся на тему развития успешности омских детей. По мнению, ректора института развития образования Омской области Татьяны Горбуновой, настало время для активного привлечения студентов омских вузов к работе с одаренными школьниками, расширения перечня бесплатных олимпиадных состязаний и финансовой поддержки школ, работающих по инновационному направлению. В Омской области сейчас действуют областной центр развития одаренности № 117, круглогодичная очно-заочная школа для одаренных сельских детей и учебно-методический центр по работе с одаренными детьми при институте развития образования. В перспективе эти учреждения при поддержке министерств культуры и спорта станут основой для создания региональной модели центра «Сириус». И если эту модель планируют внедрить к 2022 году, то новый большой технопарк откроется уже этой осенью. «Введение в действие технопарка позволит нам заявиться на привлечение федеральных средств на создание регионального кванториума», - сообщила Татьяна Дернова.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о кадровом потенциале отрасли образования. Не секрет, что средний возраст учителя растет, а молодежь, хоть и приходит на работу в образовательные организации, к слову, только в 2017 году устроились на работу боле 700 молодых специалистов, испытывает трудности. Как считает лауреат всероссийского конкурса «Учитель года» Константин Диянов, зачастую эти трудности лежат не в материальной, хотя это имеет тоже важное значение, а в эмоциональной плоскости. «Школа – очень требовательная среда, и очень часто у молодых происходит крушение иллюзий, поэтому нужна не только мощная методическая поддержка со стороны мудрых наставников, но и эмоциональная - со стороны коллектива», - считает руководитель региональной лаборатории молодых педагогов Константин Диянов. Кстати, совсем скоро будет внедрена новая модель аттестации педагогов, которая будет проверять не только методическую компетенцию, но и предметную, коммуникативную. Новая система учительского роста даст педагогам больше возможностей для профессиональной и карьерной самореализации.

О чрезмерной нагрузке учителей, которая плохо сказывается на достижении качественных результатов освоения предметов обучающимися,рассказал директор городской школы № 130 Вячеслав Шестаков. А директор омской гимназии № 159 Наталья Васильева акцентировала внимание на проблеме отчётности: «Избыточная отчётность до сих пор присутствует в школах, хотя за последний год мы фиксируем снижение запросов и «бумажного» документооборота, но этого недостаточно, потому что мы, уверена, должны все свое время уделять детям».

Все предложения, которые прозвучали во время разговора на Экспертном совете, будут обобщены и переданы главе региона Александру Буркову. В частности, до 2022 года предполагается создать центр опережающей подготовки в области высоких технологий машиностроения, обеспечить модернизацию компьютерного, технологического и лабораторного оборудования омских школ, апробацию и переход к массовому использованию цифровых учебно-методических комплексов, подключить высокоскоростное Интернет-соединение. Также в числе предложений оформлены пополнение школьного автопарка до 2020 года не менее чем на 127 единиц, ежегодный капитальный ремонт сельских спортивных залов и радикальное обновление учебных фондов школьных библиотек.