«В прошлом году купила туфли. А надела их только в этом году. Через несколько дней лопнула подошва. В магазине отказали в возврате денег в связи с тем, что закончилась гарантия. Законно ли это?»

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее-Закон) потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Данное требование подлежит удовлетворению незамедлительно (то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа (но не более 45 дней).

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

Эти два требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления. При этом потребитель вправе потребовать также возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Важно! Права потребителя и порядок его действий различаются в зависимости от того, был ли установлен на обувь гарантийный срок.

Особенность приобретения обуви состоит в том, что этот товар сезонный. В соответствии с Законом Омской области от 8 октября 2001г. N 304-ОЗ «О сроках наступления сезонов при продаже товаров в Омской области» установлены следующие сроки наступления сезонов:

  • с 1 ноября по 31 марта включительно - зимний
  • с 1 апреля по 31 мая включительно -  весенний
  • с 1 июня по 31 августа включительно - летний
  • с 1 сентября по 31 октября включительно - осенний

В соответствии со статьей 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случаях, когда недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Таким образом, потребитель вправе повести экспертизу товара в экспертной организации (оплата экспертизы ложиться на потребителя).

В случае, если экспертное заключение подтвердит, что товар с недостатками, стоимость независимой экспертизы ляжет на продавца.

После проведения экспертизы, в случае выявления недостатков потребитель вправе обратиться к продавцу в претензионном порядке с одним из требований, а именно:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребителю необходимо направить продавцу письменную претензию с одним из вышеизложенных требований. Составляется претензия в 2-х экземплярах, на одном из которых расписывается продавец или его представитель, ставит дату и подпись о получении, этот экземпляр остается у потребителя. Если претензию не приняли при личном обращении, то нужно отправить ее по почте с уведомлением в получении, и продавец будет обязан дать вам письменный ответ. В случае отказа в удовлетворении требований необходимо обращаться в суд.

Юрисконсульт филиала

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Омской области в Калачинском районе»                                                                     

М.Ж. Сагнаева

30.10.2020 09:53