Омская Губерния Портал Правительства Омской области

Создание условий для получения детьми дополнительного образования, в том числе детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья

По результатам мониторинга положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование в Омской области в 2019/2020 учебном году по образовательным программам общего образования в 684 муниципальных общеобразовательных организациях обучаются 219597 человек, из них – 8525 детей с ОВЗ. В 608 общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучаются 2493 ребенка с ОВЗ, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) – 3208 человек. Сеть общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ представлена 22 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – коррекционные школы), в которых обучаются 3735 детей с ОВЗ, из них 55 % детей-инвалидов, по адаптированным основным общеобразовательным программам обучается 675 детей с ОВЗ, 3060 детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Индивидуально на дому обучаются 656 детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее – ТМНР). В 666 классах компенсирующей направленности, функционирующих в 101 общеобразовательной организации, созданы условия для обучения 2296 детей с ОВЗ, из них 1994 ребенка с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), 294 – с задержкой психического развития (далее – ЗПР), 8 – с расстройством аутистического спектра. В 1862 классах, функционирующих в 608 общеобразовательных организациях, созданы условия для обучения 2493 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них с соматическими заболеваниями – 179, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 174, расстройствами аутистического спектра – 1, тяжелыми нарушениями речи – 85, нарушениями слуха – 21, нарушениями зрения – 35, ЗПР – 784, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) – 1214. С 1 сентября 2019/2020 учебного года обучающиеся трех общеобразовательных организаций Омской области, принимавших с 2014 года участие в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, переходят на уровень основного общего образования и участвуют в апробации примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ. В настоящее время 98,8 % детей с ОВЗ, инвалидностью обучаются в образовательных организациях региона, из них 29 % детей получают образовательные услуги инклюзивно. В 2019/2020 учебном году дистанционное обучение осуществляется с использованием образовательного контента Портала дистанционного обучения (далее – Портал ДО), контент которого составляют 129 электронных предметных курса для реализации образовательных программ с 1 по 11 класс. Электронные учебные курсы по каждому предмету разработаны в рамках одного учебно-методического комплекса во всех классах каждой ступени обучения, с учетом федерального перечня учебников и федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме этого на Портале ДО доступно 35 курсов дополнительного образования; работает информационно-методическая площадка для 234 педагогов дистанционного обучения детей-инвалидов. С использованием дистанционных образовательных технологий обучались 85 детей-инвалидов, что составило 100 % от общего количества детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому и которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. В Омской области функционирует Центр информационно-методического сопровождения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступом к высокоскоростному интернету обеспечены 77 общеобразовательных организаций (в которых созданы точки доступа для дистанционного обучения детей-инвалидов по образовательным программам общего образования. В Омском регионе реализуются федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ОВЗ во всех образовательных организациях. В Омской области функционируют региональный центр раннего развития, региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра «Открытый мир», центр для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Равные возможности», региональный центр по сопровождению детей после кохлеарной имплантации. Создание узкопрофилированных центров позволяет организовать точечную, высококвалифицированную помощь детям и их родителям, организовать сопровождение семьи и ребенка на всем этапе обучения