Омская Губерния Портал Правительства Омской области

Реализация межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

В регионе проживает около 14 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), более 8 тыс. детей имеют статус «ребенок-инвалид». По результатам мониторинга положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на образование, в Омской области в 2019/2020 учебном году по образовательным программам общего образования в 684 муниципальных общеобразовательных организациях обучаются 219597 человек, из них – 8525 детей с ОВЗ. В 608 общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучаются 2493 ребенка с ОВЗ, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) – 3208 человек. Сеть общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ представлена 22 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – коррекционные школы), в которых обучаются 3735 детей с ОВЗ, из них 55 % детей-инвалидов, по адаптированным основным общеобразовательным программам обучается 675 детей с ОВЗ, 3060 детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Индивидуально на дому обучаются 656 детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее – ТМНР). В 666 классах компенсирующей направленности, функционирующих в 101 общеобразовательной организации, созданы условия для обучения 2296 детей с ОВЗ, из них 1994 ребенка с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), 294 – с задержкой психического развития (далее – ЗПР), 8 – с расстройством аутистического спектра. В 1862 классах, функционирующих в 608 общеобразовательных организациях, созданы условия для обучения 2493 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них с соматическими заболеваниями – 179, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 174, расстройствами аутистического спектра – 1, тяжелыми нарушениями речи – 85, нарушениями слуха – 21, нарушениями зрения – 35, ЗПР – 784, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) – 1214. С 1 сентября 2019/2020 учебного года обучающиеся трех общеобразовательных организаций Омской области, принимавших с 2014 года участие в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, переходят на уровень основного общего образования и участвуют в апробации примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ. 98,8 % детей с ОВЗ, инвалидностью обучаются в образовательных организациях региона, из них 29 % детей получают образовательные услуги инклюзивно. В 2019/2020 учебном году дистанционное обучение осуществляется с использованием образовательного контента Портала дистанционного обучения (далее – Портал ДО), контент которого составляют 129 электронных предметных курса для реализации образовательных программ с 1 по 11 класс. Электронные учебные курсы по каждому предмету разработаны в рамках одного учебно-методического комплекса во всех классах каждой ступени обучения, с учетом федерального перечня учебников и федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме этого на Портале ДО доступно 35 курсов дополнительного образования; работает информационно-методическая площадка для 234 педагогов дистанционного обучения детей-инвалидов. С использованием дистанционных образовательных технологий обучались 85 детей-инвалидов, что составило 100 % от общего количества детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому и которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. В Омской области функционирует Центр информационно-методического сопровождения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступом к высокоскоростному интернету обеспечены 77 общеобразовательных организаций (в которых созданы точки доступа для дистанционного обучения детей-инвалидов по образовательным программам общего образования. Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297, в 2020 году Омской области выделена субсидия на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. В рамках реализации государственной программы Омской области «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п (далее – государственная программа), в 2020 году планируется предусмотреть финансовые средства 10 муниципальным образованиям Омской области на реализацию мероприятий по созданию в муниципальных образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов (5 дошкольных образовательных организаций, 3 общеобразовательные организации, 2 организации дополнительного образования). Федеральным и областным бюджетами предусмотрены финансовые средства в объеме 9190348,84 рублей (из них средства федерального бюджета – 7903700 рублей, средства областного бюджета – 1286648,84 рублей). Реализация указанных мероприятий позволит увеличить: - долю детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Омской области до 50 %; - долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Омской области до 22,9 %; - долю детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Омской области до 100 %. На базе адаптивных общеобразовательных организаций для 848 детей с ОВЗ и 172 детей с инвалидностью функционируют 64 дошкольные группы компенсирующей направленности (из них – 54 полного дня и 10 – кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями). В муниципальных районах Омской области для 3178 детей с ОВЗ и 752 детей с инвалидностью дошкольного возраста созданы условия в 144 дошкольных образовательных организациях, открыты 156 групп компенсирующей и 81 группа комбинированной направленностей. С целью повышения доступности и качества дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного образования в 33 муниципальных образованиях Омской области созданы и функционируют 155 консультационных центров/пунктов, предоставляющих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. С целью социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью учреждения адаптивного образования оснащены с учетом потребностей лиц с ОВЗ, инвалидностью. В 7 учреждениях (для детей с нарушением интеллекта) открыто 8 классов с углубленной трудовой подготовкой по следующим профилям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд, штукатур-маляр, декоративное цветоводство, художественная обработка материалов, кулинария. В регионе реализуются федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ОВЗ во всех образовательных организациях. В целях мониторинга обеспечения прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное и качественное образование, систематизации и планирования развития кадрового ресурса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в регионе внедрена единая база учета детей с ОВЗ. Реализация государственной политики в области образования предполагает возможность получения лиц с ОВЗ и инвалидностью полноценного профессионального образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать равноправным членом общества. В настоящее время в Омской области получают профессиональное образование в вузах, колледжах и техникумах 580 студентов с ОВЗ и инвалидов, что составляет 0,46 % от общего числа обучающихся по всем формам обучения в вузах и колледжах и 0,85 % от общего числа обучающихся очно. По программам профессионального обучения в колледжах Омской области получают профессию 559 студентов с ОВЗ с различными нарушениями. В соответствии с Планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 – 2020 годы (далее – План), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р, на территории Омской области реализуется региональная программа («дорожная карта») «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» (далее – региональная программа), утвержденная Министерством образования Омской области (далее - Минобразования), Министерством труда и социального развития Омской области. Региональной программой предусмотрены целевые показатели (индикаторы), касающиеся трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, а также касающиеся профессионального образования обучающихся из числа инвалидов. В феврале 2020 года Минобразования организована работа по внесению изменений в содержание программ развития колледжей (далее – программы развития ПОО) в части обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также развития инклюзивного образовательного процесса, в соответствии с Типовой программой сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2019 года № 804н/299/1154. Для поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов на территории Омской области определена базовая профессиональная образовательная организация – бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж профессиональных технологий» (далее – центр инклюзивного образования, колледж). В настоящее время центр инклюзивного образования: - обучает инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам профессионального образования, дополнительным профессиональным программам; - реализует программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий; - предоставляет для коллективного пользования специальные информационные и технологические средства, дистанционные образовательные технологии, учебно-методические материалы; - обеспечивает повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций, научно-методическое сопровождение инклюзивного профессионального образования. Реализация данных услуг установлена государственным заданием; - осуществляет консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения профессионального образования. Минобразования на базе центра инклюзивного образования организованы подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей на базе центра инклюзивного образования. За первое полугодие 2020 года количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации, составляет 127 человек. В центре инклюзивного профессионального образования функционирует консультационный кабинет согласно концепции деятельности «Профориентационной Лаборатории» (далее – Концепция), разработанной совместно БУОО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» Министерства труда и социального развития Омской области, КУОО «Центр занятости населения города Омска». В консультационном кабинете осуществляется консультирование представителей образовательных организаций, родителей, обучающихся, имеющих инвалидность, ОВЗ, по вопросам организации инклюзивного образования в ПОО. В рамках реализации Концепции за 2019 – 2020 учебный год оказано 40 консультаций, проведено 13 мероприятий различной направленности, в данных мероприятия приняли участие 459 человек, из них 180 – обучающихся, имеющих инвалидность и ОВЗ, 264 – педагога, 15 – родителей. В рамках реализации планов мероприятий и дорожных карт обеспечивается информационная открытость профессиональных образовательных организаций для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей. На официальных сайтах вузов и колледжей в сети «Интернет» создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательных организациях специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В настоящее время на сайте центра инклюзивного профессионального образования (http://proforientator55.info/) в электронном профориентационном справочнике ПОО города Омска и Омской области «Куда пойти учиться» размещена информация о профессиональных образовательных организациях Омской области с указанием: контактной информации, режима работы, графика работы приемной комиссии, информации о проезде до ПОО, наличии общежития, реализуемых образовательных программ. В Минобразования организована работа телефона «горячей линии» по вопросам приема в колледжи и вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информация о работе «горячей линии» размещена на официальном сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: «http://mobr.omskportal.ru». При реализации основных профессиональных образовательных программ в целях повышения доступности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ колледжами и вузами учитываются нарушения учебных и коммуникативных умений и способность профессиональной и социальной адаптации обучающихся. Выбор методов обучения обусловлен в каждом отдельном случае целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися. В случае необходимости в колледжах осуществляется разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, создается толерантная социокультурная среда, осуществляется волонтерская помощь для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Одной из современных форм, обеспечивающих эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе, является создание в Российской Федерации системы конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс». Центр инклюзивного профессионального образования является Региональным центром развития движения «Абилимпикс» и Волонтерским центром, в задачи которого входит координация развития движения в Омской области, а также организационная и методическая поддержка проведения регионального чемпионата «Абилимпикс». В целях оказания содействия в трудоустройстве выпускников колледжей в каждой образовательной организации созданы специальные центры содействия трудоустройству, которые активно взаимодействуют с работодателями, обеспечивая обратную связь с рынком труда. Центрами содействия трудоустройству разработаны программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и размещены на официальных сайтах колледжей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»